«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых
безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое
время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда
техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В
карете прошлого никуда не уедешь…»
Развитие технологий во всех
сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях,
предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время
от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и
качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально
строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях
становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное
на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать
поставленные перед ним задачи.
В Стратегии
модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и
технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые
формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют
самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и
ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур
ценностных ориентаций.
Возникает
необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных
информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного
образования.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет
активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения,
повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Управление обучением с помощью компьютера
приводит к резкому повышению
эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из
основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы
учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства
которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему
«учитель – класс – ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей
программы опосредует участие в учебном
процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы,
координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого»
учителя Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют
на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Вместе
с тем было бы неверным абсолютизировать психологические отличия компьютерного
обучения от традиционного. По-видимому, закономерности компьютерного обучения
могут быть поняты в рамках подходов традиционной теоретической педагогики.
Компьютер обладает
достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по
осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах
могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют
различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде
таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не
только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с
применением цвета, графики, эффекта
мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее(это качественно новый
уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов
обучения).
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет
разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание,
повышает творческий потенциал личности. Построение схем, алгоритмов, таблиц в
презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов,
иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают
интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках
литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный
иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в
Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает
самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к
уроку.
Уроки в
компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером,
самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только
экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания,
свои возможности.
Неограниченные возможности
компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, литературу,
изобразительное искусство и музыку; использование мультипликации и анимации
разнообразят уроки, активизируют учащихся.
ИКТ использую
не только на уроках, но и во внеурочной деятельности (литературно-музыкальная
композиция «Наедине с осенью», которая объединила поэзию, живопись и музыку).