Моделирование на уроках литературы


Моделирование как один из приёмов анализа художественного текста
При современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации,  которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование.  Одним из путей такого совершенствования является разработка и применение технологии моделирования обучения.
При этом велика роль изобразительной модели как одного из приемов анализа художественного текста с целью демонстрации образной силы и глубокой эмоциональности нашего языка.
Л.М. Фридман отмечает: «Абстрактные понятия не наблюдаемы, но с помощью разъяснений, жизненных, знакомых примеров («наглядных примеров») мы можем создать наглядное представление о том или ином понятии... на основе изучения их существенных свойств, их взаимодействия с другими объектами можно построить чувственно воспринимаемую модель...»
Моделирование обучения - это последовательность мыслительных операций,  это логическое построение, которое  раскрывает  содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит  практическим  руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ.
Еще академик А.А. Потебня размышлял о сходстве процесса образования слов с созданием живых представлений. А это обязывает учитывать все самые разнообразные впечатления от воздействия слова–символа в тексте.
Прием моделирования обеспечивает наглядность скрытых от прямого наблюдения образов, символов, деталей, на которые необходимо обращать внимание при анализе художественного текста.  Разные типы моделей (образные, аналитические, учебные иллюстрации, графические, визуально-компьютерные) делают доступными для наблюдения учащимися все компоненты урока: структура текста, деятельность писателя, деятельность читателя - способствуют повышению уровня художественного восприятия текста  и  читательской культуры в целом.
Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании образной картины исследуемого текста  и  составлении  модели.  В таком случае они постигают смысл художественного текста.  
Методика использования приемов моделирования  в общем виде такова:
1.    Подготовительный этап. Адекватное понимание текста.
2.    Основной этап. Перевод текста на знаково-символический процесс с помощью вещественных, графических или визуально-компьютерных средств, приводящих к построению модели. Этот этап делает видимым связи и отношения, спрятанные в тексте, способствуя тем самым поиску и нахождению его структуры. Кроме того, оптимальным условием для обращения к приему моделирования является учебный диалог, способствующий проявлению детской инициативы и выявлению индивидуальных читательских версий. Учитель при этом должен понимать, признавать и принимать личность учащегося, учитывать     его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции.
3.    Этап создания модели. Предоставить возможность для создания собственного восприятия текста. Важно, чтобы модели-схемы не «спускались сверху», а рождались или осмысливались в живом процессе освоения учебного материала.
4.    Защита модели.
Особую ценность имеет тот факт, что создание модели предметной, (образной и аналитической; графической, визуальной), сочетается  с моделями словесными, кинестетическими, текстовыми и т.д. Это создает благоприятные условия для освоения учебного материала для детей разных психологических типов, обладающих разным уровнем логического и абстрактного мышления и разным жизненным и читательским опытом.

Визуализация читательских впечатлений и аналитических наблюдений в виде разного рода моделей позволяет учителю организовать на уроке обмен читательскими версиями и наблюдениями, что способствует обогащению коммуникативного пространства урока .и повышению уровня взаимопонимания учащихся.
Всегда интересно пронаблюдать, как реализуется слово в тексте и какие отклики этот процесс вызывает у учащихся.
Важно также, что созданные на уроке или в процессе выполнения домашних заданий модели, помогают «восстановить» наиболее значимые этапы освоения учебного материала: к этим моделям можно впоследствии неоднократно обращаться, «прикладывая» их к новым произведениям и новым поворотам учебного материала.
Таким образом, метод творческого моделирования может с успехом применяться на уроках по анализу художественного текста. Он находит отклик у учащихся, способствует постижению глубинных слоев произведения.