Моделирование как один из приёмов
анализа художественного текста
При современном развитии науки и
техники, при увеличивающемся объеме информации,
которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно
использовать традиционные способы обучения, необходимо их
совершенствование. Одним из путей такого
совершенствования является разработка и применение технологии моделирования
обучения.
При этом велика роль изобразительной
модели как одного из приемов анализа художественного текста с целью
демонстрации образной силы и глубокой эмоциональности нашего языка.
Л.М. Фридман отмечает: «Абстрактные
понятия не наблюдаемы, но с помощью разъяснений, жизненных, знакомых примеров
(«наглядных примеров») мы можем создать наглядное представление о том или ином
понятии... на основе изучения их существенных свойств, их взаимодействия с
другими объектами можно построить чувственно воспринимаемую модель...»
Моделирование обучения - это
последовательность мыслительных операций,
это логическое построение, которое
раскрывает содержание и структуру
мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим
руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Учебной моделью можно назвать такое
изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта
и обеспечивает его дальнейший анализ.
Еще академик А.А. Потебня размышлял о
сходстве процесса образования слов с созданием живых представлений. А это
обязывает учитывать все самые разнообразные впечатления от воздействия
слова–символа в тексте.
Прием моделирования обеспечивает
наглядность скрытых от прямого наблюдения образов, символов, деталей, на
которые необходимо обращать внимание при анализе художественного текста. Разные типы моделей (образные, аналитические,
учебные иллюстрации, графические, визуально-компьютерные) делают доступными для
наблюдения учащимися все компоненты урока: структура текста, деятельность писателя,
деятельность читателя - способствуют повышению уровня художественного
восприятия текста и читательской культуры в целом.
Важно, чтобы дети принимали участие в
формулировании образной картины исследуемого текста и
составлении модели. В таком случае они постигают смысл художественного
текста.
Методика использования приемов
моделирования в общем виде такова:
1. Подготовительный этап. Адекватное
понимание текста.
2. Основной этап. Перевод текста на
знаково-символический процесс с помощью вещественных, графических или
визуально-компьютерных средств, приводящих к построению модели. Этот этап
делает видимым связи и отношения, спрятанные в тексте, способствуя тем самым
поиску и нахождению его структуры. Кроме того, оптимальным условием для
обращения к приему моделирования является учебный диалог, способствующий
проявлению детской инициативы и выявлению индивидуальных читательских версий.
Учитель при этом должен понимать, признавать и принимать личность учащегося,
учитывать его точку зрения и не
игнорировать чувства и эмоции.
3. Этап создания модели. Предоставить
возможность для создания собственного восприятия текста. Важно, чтобы
модели-схемы не «спускались сверху», а рождались или осмысливались в живом
процессе освоения учебного материала.
4. Защита модели.
Особую ценность имеет тот факт, что создание
модели предметной, (образной и аналитической; графической, визуальной), сочетается с моделями словесными, кинестетическими,
текстовыми и т.д. Это создает благоприятные условия для освоения учебного материала
для детей разных психологических типов, обладающих разным уровнем логического и
абстрактного мышления и разным жизненным и читательским опытом.
Визуализация читательских впечатлений
и аналитических наблюдений в виде разного рода моделей позволяет учителю
организовать на уроке обмен читательскими версиями и наблюдениями, что
способствует обогащению коммуникативного пространства урока .и повышению уровня
взаимопонимания учащихся.
Всегда интересно пронаблюдать, как
реализуется слово в тексте и какие отклики этот процесс вызывает у учащихся.
Важно также, что созданные на уроке
или в процессе выполнения домашних заданий модели, помогают «восстановить»
наиболее значимые этапы освоения учебного материала: к этим моделям можно
впоследствии неоднократно обращаться, «прикладывая» их к новым произведениям и
новым поворотам учебного материала.
Таким образом, метод творческого
моделирования может с успехом применяться на уроках по анализу художественного
текста. Он находит отклик у учащихся, способствует постижению глубинных слоев
произведения.