интерактивная доска







Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон учитель – ученик – электронный образовательный ресурс (от передачи информации до произведенного действия), Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действа. 
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации ( multi – много, media – среда, способ, средство).
Такое «многосредие» приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов, которые вводятся в учебный процесс при помощи интерактивного устройства. Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.
Интерактивное устройство выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не 1 человека (как в случае работы ученика с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения услышанного и увиденного, для последующей совместной работы.
 Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Другая сторона коммуникативности - возможность оперативной передачи информации пользователю, участнику образовательного процесса.
Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя  с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека.
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций. Это и инструменты поиска информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой переконфигурации материала и т.д.
Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить  производительность процесса обучения, помогая учителю, обучающему, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником (что иногда нецелесообразно), а производить работу со всем коллективом в целом, что экономит время, позволяет рассмотреть наиболее важные для всех учащихся моменты, а следовательно – повышает производительность обучения.
Исходя из  вышесказанного, можно сказать, что интерактивное устройство реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения.
Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет педагогу объединить в одном «лице» обычную школьную доску и экран, показывать видео, слайды, схемы, формулы и графики, наносить специальным маркером различные надписи и пометки, исправлять тексты. Применение интерактивных досок в процессе обучения детей позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным.
       Каждый учитель, получивший в свое распоряжение такое интерактивное чудо, сразу же сталкивается с проблемой отсутствия методики. 
С подобной проблемой столкнулась и я. Из-за отсутствия каких-либо методических рекомендаций по применению этого учебного оборудования на уроках русского языка, мне пришлось самостоятельно поэтапно изучать функции  доски, сопоставлять их с целями, задачами и содержанием уроков, вспоминать все имеющиеся методы обучения, чтобы затем, объединяя все в единое целое, создавать специальные упражнения, предназначенные именно для интерактивной доски. Кроме того, следовало позаботиться и о том, чтобы материал был интересен ученикам, был разнообразным по форме и содержанию, но не отвлекал их внимания чрезмерной яркостью и экстравагантной новизной.
Что такое Mimio Studio?

 
Программное обеспечение Mimio Studio представляет собой пакет программ для  ввода информации, создания и проведения презентаций.

В комплект Mimio Studio входит
- белая маркерная доска
- передатчик mimio Xi
- стилус и стилусы – маркеры
Присоединяется всё это к любому компьютеру с проектором, и у вас получается интерактивная доска, не уступающая по достоинству любой другой интерактивной доске, и даже кое в чём превосходит её.

Mimio Studio состоит из
·       Мимио блокнота (позволяет создавать и проводить презентации)
·       Мимио инструментов (набор средств для создания и проведения презентации)
·       Мимио рекордер (в реальном масштабе времени записывает всё, что происходит на рабочем столе)

Примеры (фрагменты уроков) использования мимио устройства на уроках русского языка и литературы

·       Создание записей мимио стилусом.
Стилус в роли мела на доске. Открываем блокнот. Появляется обыкновенное нелинованное белое поле, на котором можно писать и чертить.

Интерактивный режим интересен учителю русского языка тем, что в нем имеется возможность создать линованное поле, выбрав наиболее удобную ширину строчек. Инструмент «Перо» позволяет выбрать цвет текста, дает возможность использовать ластик  для стирания написанного. Записанное на доске можно распечатать или сохранить в отдельный файл. Внушает уважение и разнообразие инструментов, которыми можно воспользоваться при объяснении материала и выполнении упражнений.

Орфографическая пятиминутка



Ученики работают самостоятельно, после поднятия прямоугольника – самопроверка с объяснениями у доски.

Преподаватель, используя инструменты «Прямоугольник» и «Заливка», может быстро нарисовать схему с цветовым выделением, показать порядок разбора и т.д.
В целях временного скрытия материала можно использовать затемнение. Для быстроты работы это можно сделать не отходя от передатчика мимио Xi.
Есть и другие функции этого передатчика:
- прожектор
- калибровка
- интерактивный режим
- мимио инструменты
- печать

·       Стилус в роли компьютерной мыши

Работая в блокноте, так же, как и при создании презентации, можно делать гиперссылки на любые работы. Стилусом управляем, как компьютерной мышью.

Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. При демонстрации готовых слайдов этой программой предусмотрены инструменты для рукописного ввода. К ним относятся «Ручка», «Фломастер», «Выделение». Кроме того, на панели инструментов предусмотрен выбор цвета для рукописных примечаний, ластик для удаления написанного.

     Инструмент «Стрелка» на этой же панели позволяет завершить рукописный ввод, отключая инструменты написания и выделения, и продолжать работу по показу слайдов.
Закончив работу со слайдами, вы по своему усмотрению можете сохранить рукописные изменения, а можете удалить их.
Возможность вносить рукописные изменения в текст позволяет учителю с помощью презентационных слайдов создать систему упражнений, предназначенных для использования именно на интерактивной доске.
Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представит в виде записи, схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.


Мимио рекордер

Режим записи и воспроизведения рассчитан на запоминание производимой на доске работы, с последующим ее повтором. Это очень удобно при объяснении нового материала и последующего его повторения,

при проверке работ учащихся, так как можно поэтапно отслеживать выполнение ими упражнений, корректируя и дополняя их. (фильм «Звуки»)

На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске.


Используя интерактивную доску учителю легко можно подойти к дифференцированному обучению. Если класс сильный, после повторения какого-либо материала учащиеся на чистой странице выполняют задание. Со слабыми – на этой же, где записана теория.


Инструменты «Овал», «Многоугольник», «Линия», «Кривая» помогут учителю быстро и эстетически оформить схему, построить таблицу, выделить ключевые слова, внести коррективы в написанное учеником и т.д., а затем, сохранив все записи отдельным файлом, можно использовать их на других уроках.  Это особенно удобно для учителей, работающих в параллельных классах.
Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

Работа по построению текста.

·       Составление диалога
·       Оформление предложений с прямой речью.
Чтобы сравнить, используем  функцию фото экрана

Наглядно и легко проводить работу по созданию выборочного или сжатого текста. Текст заранее сканируется  на слайд и проводится совместная работа: учитель у экрана, выделяя нужное, а учащиеся с места.

Почти также провожу работу над ошибками:
Отсканирую несколько работ, выведу их на слайд и, делая пометки, анализируем ошибки.


Для практической части готовлю разнообразные группы упражнений:
·       заполнение недостающих элементов схем и таблиц.
 Как правило, это коллективная работа, поэтому выполнение подобных заданий на интерактивной доске очень интересно для ребят. К этой же группе упражнений можно отнести и заполнение тематических кроссвордов.

·       Самые элементарные упражнения – на вставку букв, расстановку знаков препинания, раскрытие скобок.
Форма их такая же, как и в любом учебнике русского языка. Учитель переносит (сканирует) текст с пропусками на слайд, а ученики на уроке вносят рукописные дополнения. Преимущество интерактивной доски перед обычной здесь в том, что значительно экономится время, затрачиваемое учеником для переписывания упражнения.
9       класс русский язык.
Отрабатываем пунктуацию в сложном предложении, рисуем схему, вставляем пропущенные буквы, объясняем орфограммы.
Работа с картиной

Повторение теории.
Следующая разновидность упражнений – тестовые упражнения. Они рассчитаны на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Пользуясь сборниками упражнений для подготовки к ЕГЭ, учитель может создать огромное количество подобных упражнений по всем изучаемым разделам.
В настоящее время почти в каждой школе имеются тренажеры с тестовыми упражнениями по русскому языку ( «Фраза», «1С: Репетитор. Русский язык»,  мини – программы ). Их также можно использовать для работы на интерактивной доске.
Работа с тренажёрами
Работа со словарём
Синтаксический тренажёр





Подобные упражнения-тренажеры можно создавать практически по всем изучаемым разделам: лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и т.д.:

Дидактические игры немаловажны в процессе обучения русскому языку. Такое учебное оборудование как интерактивная доска помогает проводить игры интересно, с активным привлечением детей.
Например, в игре «Куча мала» школьникам нужно соединить предложенные части слов, но только соблюдая определенное орфографическое правило (в данном случае правило «Правописание О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-). Каждый участник игры, записывая слово, обязательно должен объяснить его правописание.

Выполнение таких упражнений, на мой взгляд, может в какой-то степени заменить виды разборов, приводимых в учебниках (по крайней мере, ученики запомнят их порядок). Кроме того, существенно экономится время на уроке, а выбор одного варианта из нескольких косвенно готовит школьника к ЕГЭ.
На уроках русского языка просто необходима  работа со всевозможными словарями. Используя интерактивную доску, можно организовать на уроке выход в Интернет на сайты, предоставляющие возможность пользования словарями, например, «Яндекс. Словари» или «Грамота.ру». Для этого при подготовке к уроку я вывожу на отдельный слайд адреса нужных сайтов, ставлю гиперссылки, и тогда на занятии достаточно одного щелчка мыши, чтобы получить необходимую информацию.


Полезность доски в том, что можно непосредственно на экране выделить нужный фрагмент текста, а затем либо копировать его, либо распечатать, либо перенести в отдельный документ для дальнейшей работы, что постепенно улучшает навыки учащихся в обращении с ИКТ.

Удобна доска в применении и на уроках литературы

Создание презентаций, моделей, видео (с помощью рекордера), выделение главного, сохранение полученного материала.


Это далеко не полный список возможностей использования интерактивной доски на уроках русского языка, однако, как мне кажется, и эти материалы могут быть полезны коллегам-филологам, так как подобная работа способствует активному обучению школьников и усилению их заинтересованности предметом.

Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Обучающиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работу по созданию страниц в таких словарях можно поручить обучающимся в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.
На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» – новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку стилусом.

Возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал является большим подспорьем в работе учителя: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.

Еще одним положительным моментом в интерактивном режиме является наличие коллекции рисунков почти к каждому учебному предмету.